Парламентская газета от 15.02.05: Монетизация: назад дороги нет (15.02.2005)
Парламентская газета от 15.02.05: Монетизация: назад дороги нет
Исполнение знаменитого закона о льготных выплатах подобно движению не до конца собранного локомотива. Он уже разогнался, набирает cкорость, а бригада сборщиков, то бишь Правительство, прямо на ходу устанавливает недостающие детали и механизмы. И на каждом
перегоне выявляются новые проблемы.
Как разрешить, а лучше - упредить их? Ответ на этот вопрос искали участники "круглого стола", который прошёл недавно в Госдуме по инициативе Комитета по труду и социальной политике.
Одних не учли, другим недодали
За последнее время это был второй "круглый стол", где обсуждали реформу льгот. Ранее темой дня стало лекарственное обеспечение, позднее - мониторинг исполнения всего закона в целом. Как подчеркнул председатель Комитета по труду и социальной политике
Андрей Исаев, говорить о приостановлении действия закона №122-ФЗ, к чему призывают некоторые депутаты, сегодня было бы крайне непродуктивно. Мораторий на закон вызовет хаос в социальной сфере. Прекратятся денежные выплаты, остановится финансирование
санаторно-курортного лечения, под вопросом окажется централизованное снабжение льготников лекарствами.
Словом, назад дороги уже нет. Но это не значит, что какие-то механизмы исполнения, а то и сами нормы закона нельзя корректировать. Наглядный пример - ситуация с членами семей погибших военнослужащих. Федеральную выплату им назначили в размере 600 рублей,
но за вычетом стоимости соцпакета (450 рублей) она сократилась до 150 рублей. Это меньше минимальных выплат, установленных в большинстве субъектов Федерации для региональных льготников. Несправедливость по отношению к семьям погибших защитников Родины
нужно немедленно исправить, считает Исаев.
Впрочем, с каждым шагом реализации закона выявляются все новые группы "обойденных". Например, к ним смело можно причислить всех федеральных льготников, живущих на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Жизнь там не только тяжелее, но и намного дороже, чем в
центральных районах. Что в Центре - рубль, на Севере - копейка. А суммы компенсаций одинаковые. По мнению председателя профильного комитета Валентины Пивненко, в перспективе необходимо установить районные коэффициенты к выплатам северянам. Правительство,
а точнее, главный "ответчик" за реформу, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов пообещал "подумать" над этим... во втором полугодии, когда будут понятны промежуточные результаты реформы.
Возникла неувязка с такими категориями региональных льготников, как жертвы политических репрессий и труженики тыла. В силу исторических обстоятельств они очень неравномерно распределены по разным территориям. На Севере, в Сибири, на Урале их доля в
несколько раз выше, чем, например, в западных районах. Соответственно несопоставимы и бюджетные расходы регионов на выплаты этим категориям, а размер компенсаций различается в разы. Многие депутаты полагают, что было бы более справедливым передать заботу
о тружениках тыла и репрессированных на федеральный уровень. Этот вопрос планируется рассмотреть на парламентских слушаниях в Госдуме в конце первого квартала.
Иллюзия развязки
Как известно, весь январь Правительство и регионы гасили бунты льготников, протестовавших против отмены бесплатного проезда в общественном транспорте. Депутаты, которые незадолго до "круглого стола" побывали в своих избирательных округах, подтвердили:
остроту проблемы удалось снять. Некоторые регионы восстановили натуральную льготу, 22 субъекта Федерации ввели единый проездной, стоимость которого не превышает размера минимальной выплаты, 39 - планируют начать "обилечивание" с марта, остальные еще ищут
механизмы льготного проезда.
Однако за рамками обсуждения осталась тема, которая таит в себе новый повод для конфликтов. Давайте вспомним, что такое минимальная выплата. Это сумма, призванная компенсировать региональным льготникам не только отмену бесплатного проезда, но и ликвидацию
всех остальных преференций - по оплате телефона, радио, по зубопротезированию и т.д. Если стоимость проездного билета равна минимальной выплате, это значит, что все другие льготы не равны ничему, то есть они отменяются "подчистую", без какой-либо
компенсации.
Кроме того, до сих пор не совсем понятно, как будут ездить в общественном транспорте федеральные льготники (пока по просьбе Правительства - бесплатно, а потом?). Надо ли им будет приобретать единый проездной, а если надо, то по какой цене? Ведь за каждого
из них федеральный Центр решил перечислять по 50 рублей в месяц, а это меньше стоимости самого дешевого проездного. Михаил Зурабов, например, не исключает, что "федералам" придется доплачивать какие-то средства из своих ежемесячных выплат. Но что в таком
случае от этих выплат останется?
Тем временем неотвратимо, как приход весны, на регионы надвигается новая проблема - проезд льготников на пригородных электричках. Скоро армия пенсионеров ринется на свои дачи и садовые участки. И многих региональных льготников ждет неприятный сюрприз -
полная оплата проезда. На данный момент только 32 субъекта Федерации заключили договор с железными дорогами о перевозках льготников и начали перечислять по 40 рублей в месяц за каждого из них (по аналогии с федеральным соцпакетом). А у большинства
регионов денег на такие "подарки" нет. К тому же надо учесть, что каждый субъект Федерации платит только за "своих". Льготнику, чья дача находится на территории соседней области, придется покупать билет без всяких скидок.
Так что говорить о развязке "льготной" транспортной проблемы было бы преждевременно.
Льготников больше, чем таблеток
И все-таки самой острой темой последних дней стал лекарственный кризис. Он буквально парализовал работу поликлиник и аптек. Вместо того чтобы лечить больных, замученные врачи и медсестры целый день строчат льготные рецепты, путаясь в новых формах, кодах
лекарств и номерах страховых полисов. "У нас первыми упадут не льготники, а медработники", - комментирует первый заместитель председателя думского Комитета по охране здоровья Александр Чухраев.
Но и льготникам достается "по полной программе". Отсидев многочасовые очереди в поликлиниках, они идут на штурм осажденных аптек, и, промаявшись там еще несколько часов, вдруг выясняют, что их рецепт оформлен неправильно или что их таблетки еще не
поступили...
"Никто не предвидел такого ажиотажного спроса", - оправдывается глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. И приводит цифры: за январь было выписано 4,3 миллиона льготных рецептов, в 6-9 раз больше, чем в декабре прошлого года. К такому валу оказались не
готовы ни региональные органы здравоохранения (мало таблеток заказали), ни поликлиники, ни аптеки. Да и сами льготники хороши: запасаются бесплатными пилюлями на полгода вперед! Правда, каким образом несознательные граждане умудряются делать такие запасы,
если рецепт выдается только на месячную дозу препарата, министр не уточнил.
С другой стороны, разве не оптимистические заявления властей о том, что с января каждый льготник сможет без ограничения получать свои таблетки, спровоцировали повышенный спрос? Просто люди, годами не ходившие за бесплатными рецептами, поверили чиновникам
и попытались реализовать свое законное право на льготу. И не их вина, что поликлиники не укомплектованы кадрами, а аптеки - компьютерами и что централизованная система снабжения в фармацевтической отрасли вообще отсутствует.
На том же "круглом столе" Михаил Зурабов сделал весьма примечательное заявление. Касалось оно частных страховых компаний, которые по первоначальному замыслу должны были стать финансовыми посредниками между аптечной сетью, территориальными фондами ОМС и
поставщиками лекарственных средств. Как известно, эта идея вызвала довольно неоднозначную реакцию в обществе. Многим роль страховых компаний представлялась несколько сомнительной, особенно с учетом того, что Минздравсоцразвития отбирало их не на
конкурсной основе, а по каким-то собственным критериям.
И вот новость: в нынешнем году, по словам Зурабова, страховщики решили не участвовать в системе льготного лекарственного обеспечения. По официальной версии, из-за непредсказуемости рисков, связанных с ажиотажным спросом и непрогнозируемой выпиской
рецептов. Ну а неофициальную каждый волен составить сам.
Что касается ситуации с лекарствами, то по утверждению заместителя главы Минздравсоцразвития Владимира Стародубова, кризис будет преодолен уже в марте. К этому времени станут понятны параметры спроса - сейчас их просто невозможно оценить: ведь перечень
льготных лекарств был увеличен до 1800 наименований, и люди впервые получили к ним доступ. Будет упрощена процедура выписки рецептов, появится компьютерная база данных в поликлиниках и аптеках, и вся система заработает нормально. Нужно только набраться
чуть-чуть терпения.
Разыгрался аппетит?
Полной неожиданностью для властей оказался безудержный рост цен на все "льготное" - транспорт, связь, коммунальные услуги и, конечно, на лекарства. Вспомним: ведь тот же Михаил Зурабов еще в декабре публично заявлял, что благодаря реформе льгот цены на
лекарства снизятся на треть! Увы. Все вышло с точностью до наоборот: едва закон №122-ФЗ вступил в силу, в некоторых аптеках льготные таблетки подорожали на 30 процентов! "Нас очень настораживает рост цен на услуги монополистов, и в обращении Госдумы от 21
января мы поручили Правительству разобраться с этим вопросом", - напомнил Андрей Исаев.
По поводу лекарств министр здравоохранения и социального развития представил участникам "круглого стола" оригинальную, почти детективную версию. Оказывается, в аптеках полным-полно "левого" товара, ввезенного в Россию в обход таможни или с занижением
стоимости в десятки раз (и чего это западные фармацевты продают товар себе в убыток?). А сколько подделок, сколько несертифицированной гадости! Потому-то в свободной продаже лекарства дешевле. Другое дело - льготные пилюли, поступившие легальным путем от
надежных фирм! Зурабов не поленился, зачитал обращение ведущих российских фармацевтов, которые, понимая всю важность момента, обязались поставлять свой товар по социально низким, пусть даже невыгодным для себя ценам. А почему "социальные" цены оказались
на треть выше свободных, министр уже объяснил.
Впрочем, есть и более простое объяснение: свою льготную продукцию фармацевты поставляют сейчас в виде товарного кредита, не получив предварительно ни копейки от государства. Расплачиваться за лекарства будут территориальные фонды ОМС по факту отпуска, а
чего и сколько "наотпускают" льготникам аптекари, неизвестно. Поэтому не исключено, что производители негласно включают в свою цену риск неоплаты и проценты по кредиту.
Что касается естественных монополистов, то с их разыгравшимся "аппетитом" намерена разобраться Счетная палата. Как сообщил аудитор Сергей Рябухин, в шести регионах России уже началась комплексная проверка исполнения закона №122-ФЗ, а всего в первом
полугодии такими проверками будут охвачены 34 субъекта Федерации. Одновременно с ревизией регионального законодательства аудиторы исследуют обоснованность роста тарифов на услуги монополистов. А рост действительно сумасшедший: в некоторых регионах газ
подорожал на 23 процента, электроэнергия - на 30 процентов, коммунальные блага - на 50-70 процентов. А главный связист России - Ростелеком - взвинтил стоимость своих услуг сразу в два раза!
По мнению депутатов, эта ситуация опасна тем, что сводит к нулю всю реформу льгот. Какой прок от льготных выплат, если их тут же "съедает" рост цен?
А где же монетизация?
Парадоксально, но факт: обсуждая исполнение закона о реформе льгот, многие участники "круглого стола" пришли к мнению, что эта реформа по сути так и не началась.
"О какой монетизации можно говорить, когда 19 субъектов Федерации оставили прежнюю систему натуральных льгот? Когда на федеральном уровне принят социальный пакет? Когда везде идет возврат к натуральной льготе по проезду? Ведь откат реформы происходит
потому, что на улицы вышли люди, которые имели право на выплаты в 1000 рублей, а им дали 100-200 - на большее денег в бюджетах не хватило. Зато в тех регионах, где сохранили натуральные льготы, "региональщики" оказались защищены лучше федеральных
льготников. Началась дискриминация по территориальному признаку, люди стали переходить из федерального регистра в региональный. Если мы действительно хотим реформировать систему льгот, надо выстраивать единообразие по всей стране. Мы должны либо перевести
региональных льготников на федеральный уровень, либо определить четкие стандарты по каждой категории льготников и дать регионам целевые, "крашеные" деньги", - считает член думского Комитета по вопросам местного самоуправления Георгий Леонтьев.
КСТАТИ
Надо сказать, что еще на этапе принятия закона №122-ФЗ многие эксперты предостерегали: нельзя делить льготников на федеральных и региональных, нельзя играть по разным правилам на территории одной страны. И потому введение единых для всей России стандартов
монетизации, возможно, устранило бы нынешнюю неразбериху, от которой устали и власти, и граждане. В конце концов ветеран труда - он везде ветеран, хоть в Москве, хоть в Приморье.