Письмо Минздравсоцразвития №97-МЗ от 04.03.2005 "О лекарственном обеспечении граждан, имеющих право на государственную социальную помощь" и ответ замминистра Минэкономразвития №3199-АШ/204 от 17.03.2005
04.03.2005 № 97-МЗ
Министру
экономического развития
и торговли
Российской Федерации
Г.О.Грефу
О лекарственном
обеспечении
граждан, имеющих право на
государственную социальную
помощь
Уважаемый Герман Оскарович!
При подготовке к началу реализации Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) в части лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, конкурсный отбор фармацевтических организаций не производился.
Согласно требованиям законодательства, поставка товаров/услуг для государственных нужд по контракту требует обязательного проведения конкурса. Существенными условиями такого контракта должны являться ассортимент товаров/услуг, их количество/объем, место поставки и цена. В свою очередь, организатор конкурса принимает на себя обязательства по оплате или гарантирует оплату выполненного контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориям граждан» оплата производится только за лекарственные средства, включенные в перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 2 декабря 2004 года №296, фактически отпущенные пациентам по рецептам врача (фельдшера). Таким образом, потребность в лекарственных средствах формируется на основании определяемой лечащим врачом потребности в лечении заболеваний каждого гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь, по факту наступления такой необходимости и обращения пациента в любое аптечное учреждение.
В этих условиях, фармацевтические организации поставляют за свой счет лекарственные средства в регионы в ассортименте, определяемом их собственными прогнозами спроса, без оплаты или гарантии оплаты. Так, например, в январе-феврале 2005 года, фармацевтическая организация ЗАО РОСТА, поставила в Читинскую область медикаменты на общую сумму в 33 млн. рублей. При этом фактически лекарства были отпущены этой организацией в январе 2005 года на сумму около 550 тыс. рублей, которые будут подлежать оплате после выставления счетов отпустившими лекарства аптечными учреждениями и их экспертизы. Поставленные, но не отпущенные пациентам лекарственные средства не оплачиваются.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 года №769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг», Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам зарегистрировала цены на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, и установила торговые надбавки к ним. Зарегистрированные цены являются едиными для всей территории Российской Федерации, а торговые надбавки дифференцированы с учетом объективных географических, климатических, демографических и экономических особенностей регионов на основе прозрачной математической процедуры.
Действующая инфраструктура лекарственного обеспечения является саморегулируемой и по состоянию на 1 января 2005 года включала в себя 103 оптовых и около 6000 розничных фармацевтических организаций, количество которых, по данным мониторинга лекарственного обеспечения на 28 февраля 2005 года, увеличилось до 135 и более 11000, соответственно, что свидетельствует об открытости системы для новых участников. При этом, количественный и качественный состав участников обеспечения лекарственными средствами не оказывает никакого влияния на итоговый экономический результат.
Действия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по проведению документальной проверки, осуществленные в ноябре 2004 года, были направлены на установление факта наличия в субъектах Российской Федерации инфраструктуры лекарственного обеспечения минимальной и достаточной для реализации требований законодательства. Эти действия не являлись отбором участников, а соответствующие заключения не носили ограничительный характер.
Представленные в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для ознакомления проекты приказов Министерства здравоохранения и социального развития также не предполагают создание дополнительных административных барьеров, а нормативно регулируют действия Федеральной службы в рамках исполнения статьи 6.8 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ).
По итогам реализации программы лекарственного обеспечения в первом полугодии 2005 года, приблизительный ассортимент и объем поставки смогут прогнозироваться. Учитывая это в настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития заключает с органами исполнительной власти регионов соглашения по реализации мер социальной поддержки граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Указанные соглашения будут предусматривать полномочия федеральных органов исполнительной власти по утверждению перечня лекарственных средств, регистрации цен, установления торговых надбавок, контроля за деятельностью по оказанию государственных социальных услуг, установлению квалификационных требований к фармацевтическим организациям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности, будут осуществлять функции по определению участников инфраструктуры лекарственного обеспечения региона.
Министр М.Ю.Зурабов
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ
РОССИИ)
№3199-АШ/204 от 17.03.2005г.
на № 97-МЗ от 4.03.2005г.
Министру здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
М.Ю.Зурабову
О лекарственном
обеспечении граждан,
имеющих право на государственную со-
циальную помощь
Уважаемый Михаил Юрьевич!
Минэкономразвития России рассмотрело Ваше письмо по вопросу реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения и сообщает.
В соответствии с требованиями законодательства осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд должно осуществляться на конкурсной основе. При проведении конкурса выбор конкретного поставщика, способного осуществить поставку лекарственных средств на наиболее выгодных условиях, должен осуществляться на основе установленных критериев.
Однако в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2004 года № 769 поставка лекарственных средств для отдельных категорий граждан осуществляется на основе зарегистрированных цен и единых торговых надбавок. Учитывая, что поставка и отпуск лекарственных средств осуществляется по единым ценам и при неограниченном круге фармацевтических организаций, участвующих в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, а средства федерального бюджета направляются исключительно в форме компенсации за фактически отпущенные лекарственные средства, отсутствует предмет для конкурсного отбора.
В случаях предъявления госзаказчиком каких-либо условий или введения ограничений в отношении организаций, участвующих в реализации программы, их отбор должен проводиться на конкурсной основе в установленном порядке.
А.В. Шаронов